Программа


Краткая аннотация модуля

Глобальный процесс реформирования общего образования предполагает качественные изменения в системе дополнительного образования детей, например, таких как соотнесение результатов и содержания дополнительной образовательной деятельности с государственными образовательными стандартами общего образования, апробирование новых подходов и форм организации образовательного процесса. Для реализации столь масштабных изменений необходимы, в первую очередь, кадры, которые бы обладали компетентностью в области оценки качества своей педагогической практики, были способны работать в условиях нововведений и меняющихся образовательных потребностей общества.

Необходимость обращения практиков к проблематике оценки качества дополнительного образования детей вызвало серию экспериментов и инновационных разработок в учреждениях ДОД с целью разработки инструментария экспертной деятельности и обработки её результатов на основе современных теорий педагогических измерений.

Так в итоге деятельности региональной экспериментальной площадки Городского Дворца детского (юношеского) творчества города Омска по проектированию системы управления качеством ДОД в учреждении были разработаны подходы и инструментарий определения и обеспечения качества реализации программы ДОД. Сегодня они активно используются не только для представления механизмов менеджмента качества в учреждении, но и для подготовки педагогических работников к процедурам профессиональной аттестации. Методические материалы по данной проблематике систематизированы и представлены в тематическом сборнике и многочисленных публикациях экспериментаторов.

Этот опыт и материалы положены в основу разработки содержания данного образовательного модуля «Педагогическое управление качеством программы дополнительного образования детей».

Цель модуля: формирование у обучающихся в модуле представлений и навыков экспертной деятельности в области оценки качества результатов, условий и процесса реализации программы ДОД.

Целевая группа: модуль адресован педагогам, методистам и управленческим работникам учреждений дополнительного образования детей (далее ДОД), интересующимся и привлекаемым к экспертизе и контролю качества реализации программ и проектов, учебных (учебно-тренировочных) занятий или образовательных событий, ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Условия освоения модуля: к освоению модуля приглашаются участники, имеющие опыт разработки программ дополнительного образования детей, технологического и учебно-дидактического обеспечения их реализации, имеющие опыт экспертной деятельности.

В рамках предлагаемого модуля обучающиеся получат возможность:
  • объединиться с единомышленниками по обсуждению и разработке общих подходов к качеству реализации программы ДОД и расширить понимание о качестве ДОД;
  • самостоятельно провести коррекцию программы ДОД с учётом рекомендаций Минобразования и науки 2006 года, с учетом федеральных государственных стандартов;
  • освоить методики оценки различных показателей качества реализации программы ДОД;
  • выявить причины, влияющих на достижение отдельных показателей качества;
  • выявить ключевые элементы обеспечения и управления качеством программы ДОД.
В результате освоения модуля обучающиеся овладеют:
  • информацией о возможных критериях и показателях образовательных результатов детей в программах ДОД и подходах Дворца творчества к их стандартизации;
  • методикой экспертной оценки качества разработанности программы ДОД, организации учебного занятия и образовательного события, проектирования учебного кабинета и дидактического обеспечения к образовательному процессу;
  • способами организации итоговых аттестационных процедур в программе ДОД;
  • методикой педагогической самооценки качества реализации программы ДОД.
В результате освоения модуля обучающиеся смогут:
  • применить технологии проектного обучения, диалогового взаимодействия, развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии при организации учебного занятия;
  • эффективно управлять качеством реализации программы ДОД;
  • организовать деятельность проектной группы педагогов дополнительного образования по проектированию внутреннего образовательного стандарта и стандарта качества образования в учреждении ДОД;
  • участвовать в грантовых муниципальных конкурсах педагогов, реализующих инновационные образовательные программы и проекты;
  • составлять отчет о выполнении муниципальной услуги и качестве реализации программы ДОД в учреждении.
Содержание и технологическая характеристика модуля

Образовательный модуль разработан в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению взрослых с учетом принципов:
  • подчиненности учебных элементов единой цели модуля;
  • взаимодополняемости и единства содержания учебных элементов в модуле;
  • интенсификации темпа и режима обучения.
В процессе освоения модуля наибольшее внимание будет уделяться представлению практики Дворца творчества в области разработки программ нового поколения, подготовки и проведения образовательных занятий и событий в этих программах, организации мониторинга и аттестации образовательных результатов обучающихся, осуществления внутренней экспертизы качества программы ДОД.

Обучающимся предлагается освоение одного из нескольких учебных элементов модуля, отражающих разные показатели качества программы ДОД, их выбор предлагается провести в зависимости от профессиональных интересов и затруднений, от особенностей собственной программы. Деятельность обучающихся организуется в форме презентаций, практикумов, самостоятельной и зачетной работы.

Результаты освоения модуля фиксируются в карте, где отмечается не только содержательная часть занятий, но и результативность работы обучающегося.

Содержание модуля:

№ УЭНаименование УЭКоличество часов
ТеорияПрактикаСамосто-ятельная работа
УЭ 1Введение. Особенности развития дополнительного образования детей в условиях введения государственных стандартов общего образования1

УЭ 2Оценка качества разработки и реализации программы ДОД нового поколения121
УЭ 3Оценка качества учебного занятия в программе ДОД и его ресурсного обеспечения121
УЭ 4Оценка качества образовательного события. Партнерство с родителями обучающихся в подготовке воспитательных проектов121
УЭ 5Методическое обеспечение качества организации итоговых аттестационных процедур в программе ДОД121
УЭ 6Заключение. Презентация обучающимися итоговых работ в тематическом блоге Дворца и участие в дискуссии на тему «Внутренняя экспертиза качества реализации программы ДОД – это средство развития профессиональной компетентности педагогических работников или средство административного контроля?»
3
ИТОГО: 24 часа5145
На выбор: 8 часов251

УЭ №1. Введение. Информационный обзор особенностей развития дополнительного образования детей в условиях введения государственных стандартов общего образования. Внутренняя стандартизация качества дополнительного образования во Дворце и Презентация опыта оценки качества реализации программы ДОД.

УЭ № 2. Презентация опыта экспертной деятельности педагогических работников Дворца в период итоговых отчетов по качеству реализации программы ДОД. Программа ДОД нового поколения во Дворце. Практикум по освоению приемов работы с картой экспертной оценки.

Практические задания:
  • Оценка качества разработанности программы ДОД Дворца.
  • Оценка качества разработанности своей программы ДОД.
  • Подготовка плана коррекции текста программы в соответствии с требованиями к программам нового поколения.
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
  • Коррекция пояснительной записки и содержания программы ДОД в соответствии с рекомендациями Минобразования и науки по структуре и содержанию программы ДОД (2006 г.), с новыми государственными образовательными стандартами общего образования.
  • Коррекция пояснительной записки (включая цели и задачи) и методического обеспечения в соответствии с рекомендациями Минобразования и науки по структуре и содержанию программы ДОД (2006 г.), с новыми государственными образовательными стандартами общего образования.
  • Коррекция критериальной базы и организационного механизма мониторинга результативности обучающихся в программе ДОД в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования.
УЭ №3. Оценка качества подготовки учебного занятия по программе ДОД и его ресурсного обеспечения.

Практические задания:

  • Оценка качества учебного занятия в программе Дворца.
  • Подготовка технологической карты учебных занятий различного типа (вводного, по изучению новой информации и умений, по закреплению учебного материала и т.д.)
  • Подготовка технологической карты учебного занятия в проектной технологии.
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
  • Разработка учебного занятия по образцу технологической карты.
  • Оценка качества учебного занятия, проведенного по образцу технологической карты.
  • Разработка учебного занятия в технологии КОО.
УЭ №4. Презентация методических материалов и документации педагогов Дворца по включению родителей обучающихся в процесс повышения качества реализации программы ДОД. Практикум по освоению методического пакета, обеспечивающего качество организации образовательного события и воспитательного проекта в программе ДОД.

Практические задания:

  • Выявление структурных элементов пакета документов и методических материалов педагога по включению родителей обучающихся в процесс повышения качества реализации программы ДОД.
  • Оценка качества образовательного события обучающихся и родителей в программе Дворца. Освоение технологической карты (сценарного плана) совместного образовательного события.
  • Составление паспорта воспитательного проекта своей программы ДОД. Оценка идеи проекта.
Задания для самостоятельной работы с обучающимися:
  • Составление пакета документов и методических материалов педагога по включению родителей обучающихся в процесс повышения качества реализации программы ДОД.
  • Разработка образовательного события обучающихся и родителей по технологической карте или сценарному плану. Оценка качества проведенного события.
  • Разработка проекта в соответствии с составленным во время практикума паспортом.
УЭ №5. Учебно-методическое обеспечение качества организации итоговых аттестационных процедур в программе ДОД .

Практические задания:
  • Оценка качества организации и проведения итогового аттестационного занятия в образовательной программе ДОД Дворца.
  • Разработка по образцу технологической карты аттестационного занятия своей программы ДОД.
  • Разработка рекомендаций по использованию аттестационных материалов для обучающихся своей программы ДОД на основе опыта работы с тестовыми и кейсовыми заданиями в программах Дворца.
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
  • Разработка пакета оценочных карт для проведения педагогической или общественной экспертизы качества образовательных достижений обучающихся в соответствии с предполагаемыми результатами реализации программы нового поколения.
  • Разработка организационно-технологического плана или сценария итогового аттестационного занятия в своей программе ДОД.
  • Разработка пакета тестовых и кейсовых материалов к итоговому аттестационному занятию своей программы ДОД.
УЭ № 6. Заключение. 
Оформление итоговых работ обучающихся, презентация их в блоге Дворца и участие в дискуссии педагогических работников учреждения на тему «Внутренняя экспертиза качества реализации программы ДОД – средство развития профессиональной компетентности педагогических работников или средство контроля в учреждении?...»

Ресурсное обеспечение модуля

Временной ресурс:
в общей продолжительности модуля 24 часа или 8 часов (на выбор УЭ):
  • аудиторные занятия – 2 часа;
  • самостоятельная работа с консультацией руководителя стажерской площадки – 4 часа;
  • практическая работа эксперта - 2 часа.
Учебно-методический ресурс:
  • инструкции по выполнению учебных заданий по работе с картами экспертной оценки, самооценки и самоанализа качества показателей реализации программы ДОД;
  • пакет оценочных карт для экспертизы качества:
  • реализации программы ДОД,
  • учебного занятия в системном и аспектном подходах,
  • подготовки учебного кабинета к образовательному процессу,
  • разработанности учебно-методического комплекса,
  • развития компетентностей обучающихся в программе ДОД,
  • организации воспитательного события и его информационного обеспечения;
  • пакет нормативных и методических материалов: таблица стандартизации качества реализации программы ДОД, Положение по ежегодной аттестации обучающихся в программах ДОД Дворца.
Технологический ресурс:
  • на лекционных занятиях используются приемы мультимедийных и диалогических технологий, метод убеждения;
  • при выполнении практических заданий – метод репродуктивного обучения;
  • в индивидуальных самостоятельных работах – метод задачного выполнения практической работы.
Материально-технический ресурс:
  • компьютер персональный с выходом в Интернет и наличием электронной почты;
  • копировальная и мультимедийная техника;
  • бумага для ксерокопирования.
Формы итогового контроля

Оценка образовательных результатов обучающихся в модуле складывается из качества выполнения индивидуального самостоятельного задания и материалов, представленных в тематическом блоге Дворца творчества. Работа отправляется по Интернету, проверяется организаторами в течение недели, после участия обучающихся в дискуссии по электронной почте высылаются справки о результатах обучения, на основании которых участники образовательного модуля получают документ, установленного образца.

Оценка включает в себя следующие критерии:
  • критерий факта позволяет зафиксировать участие обучающегося во всех формах учебного элемента или образовательного модуля;
  • критерий качества практической работы обучающегося позволяет зафиксировать его умения в области экспертной деятельности и проектных умений по изменению образовательной практики на основе результатов экспертизы;
  • критерий отношения к инновационной практике позволяет зафиксировать динамику интереса обучающегося к решению проблем педагогического управления качеством своей образовательной программы.
Методы получения оценки результативности обучающихся:
  • статистического анализа,
  • экспертизы соответствия оценочной, аналитической и проектной работы обучающихся технологиям этих видов профессиональной деятельности,
  • опроса.
Перспективы продолжения обучения

Выпускники образовательного модуля или обучающиеся, освоившие по выбору какие-либо учебные элементы модуля, приглашаются для продолжения профессионального взаимодействия по данной проблеме в профессиональные объединения педагогических работников учреждений дополнительного образования детей города Омска или к участию в программе внутрифирменного обучения педагогических работников Дворца по теме внутренней стандартизации качества дополнительного образования детей.